Форум » Технологии » История и все стили батика! » Ответить

История и все стили батика!

Мастер: В этой теме предлагаю выкладывать статьи об древней и современной истории батика. [quote]Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с при- менением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий со- став (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка. Все эти способы получили название батик.[/quote] батик

Ответов - 12

Инна-25: магия инденезийского батика (из журнала "Вогруг света") Когда мы смотрим на горящую свечу и видим, как расплавленный воск медленно стекает к ее основанию, — мало кому придет в голову, что с помощью воска далеко, у экватора, вот уже в течение многих веков мастера делают батик — неподвластную времени, поражающую богатством декора и многоцветием красок, вызывающую восторг утонченностью и тщательностью отделки традиционную индонезийскую ткань. «Батик»... Собственно, это таинственное и терпкое, как заморские пряности, слово переводится с яванского именно так — «капля воска». Если национальный индонезийский оркестр гамелан, по образному выражению Константина Бальмонта, — «колодец снов без дна», а кинжал-крис волнообразной формы — «олицетворение коварства и хитрости Востока», то батик — это целая поэма красок и символов. В нем и тропические светляки, ярко вспыхивающие в ночных зарослях, и рисунок пальмовых крон, и узор морской волны. «Прислушайтесь, — писал Иван Александрович Гончаров, посетивший Яву в 1853 году, — и вы услышите, как растет здесь трава». Посмотрите на батик, добавим мы, и вы проникнете в душу индонезийца... Проделаем небольшой опыт. Возьмем кусок белой ткани, нанесем на него несколько капель расплавленного воска, — а когда он застынет, опустим ткань в сосуд, например, с синей краской. Вынув ткань из сосуда, мы обнаружим, что вся она окрасилась, за исключением мест, покрытых воском. Счистив воск, получим синий платочек с белыми горошинами. Если затем залить воском уже всю ткань, оставив открытыми только незакрашенные места, и опустить ее в красную краску, то получится синий платочек с красными горошинами... Считайте, что мы освоили азы изготовления батика! На деле, конечно, все значительно сложнее. Посетив однажды батиковую фабрику в Джакарте, я был поражен тем, как много операций приходится делать мастерицам (изготовлением батика занимаются в основном женщины). Прежде, чем приступить к нанесению узора, ткань тщательно и долго обрабатывают, чтобы она стала эластичной и гладкой. Ее опускают в кокосовое молоко, многократно замачивают в воде, стирают в растворе из смеси растительного масла и каустической соды. Затем ткань накрахмаливают, чтобы воск лучше сходил в процессе очистки и чтобы краска не растекалась за пределы рисунка; заворачивают в рулон, кладут на доску и отбивают деревянным молотком. Весьма трудоемок и сам процесс наложения рисунка на ткань. Его наносят воском (причем, с обеих сторон!) с помощью специальной чашечки с узким полым носиком, которая называется чантинг. Яванцы, обожающие иносказательность, говорят о ней так: венчик у нее, как у цветка; клюв, как у хищной птицы; пятеро преследуют ее по белому полю, и она всюду оставляет за собой кровавые следы. Клюв — это носик, пятеро преследователей — пальцы руки, белое поле — ткань, а кровавые следы — краска. Чантинг бывает и с несколькими носиками, чтобы наносить параллельные линии. Его никогда не делают большим: ведь тогда воск в чашечке быстро застынет, к тому же, таким инструментом было бы трудно орудовать. Обращение с чантингом требует большой ловкости и аккуратности — ведь одно неверное движение, и вся работа может пойти насмарку. Но и это не все. Впереди самое главное: окрашивание ткани путем многократного нанесения воска и опускания ее в различные краски — сначала в синюю, затем в коричневую, а потом и во все другие, по мере необходимости. Чем сложнее орнамент, тем больше усилий требуется для изготовления батика. Порой ткань приходится погружать в чан с краской до 20 раз! Но результат стоит затраченных трудов. Хорошо прокрашенная батиковая ткань имеет одинаково четкий узор с обеих сторон, не выгорает на солнце, не линяет при стирке и даже сохраняет неповторимый аромат.

Nikola: Хочу затронуть вопрос европейского батика. Если сравнивать наш батик как вид искусства с батиком европейским, то видна большая разница в исполнении. Наши художники больше в батике понимают, принимаю и исполняют декоративное начало, направление. Все очень символично в рисунке. Но я не имею ввиду примитивный рисунок. Даже декоративный рисунок в батике у наших художников очень сложный, замысловатый. Не говорю уже о цветовом исполнении. А вот европейский батик, (Европа принесла в свое время в Россию искуство холодного батика), больше напоминает мне картины. Только слегка декоративные, но больше живописные. Живопись на шелке в полном смысле этого выражения. К примеру предлагаю ознакомиться с сайтом Международной гильдии батика, основанной в Англии. Весь сайт на английском, соответственно. Но я дам ссылку на саму галерею работ. Все выше сказанное - мое личное мнение. Прошу оставить в этой теме свои комменты о работах европейских художников... гильдия батика - Галерея

Анюта: Очень интересные работы. Вот только я не увидела особой разницы между тем, что делают наши и их художники. Все более чем декоративно.


Инна-25: На самом деле очень интересные вещи. Да, есть некая декоративность, но многие работы просто удивляют своей тонкостью, прописанностью. Согласна с Nikollой - настоящая живопись на шелке.

Мастер: Высший пилотаж! Надо будет попробовать поработать в таком стиле

Nikola: А я уже пробую... Эмоции мешают.

Нина: А у меня создалось впечатление, что это не совсем живопись на шелке. Скорее - графика. Все очень прорисовано. Графично, что ли...

Nona: А мне все жутко понравилось! Я там разглядела и украинскую художницу. Вот так.

noch: Современные мастера Индии, работающие в технике батик,не отходят от канонов традиционного искусства и по сей день. В основе ее сюжетов лежат Веды, древнейшие священные тексты, а также откровения - непосредственный духовный опыт мастера. Работа техникой батик - это одна из самых древних техник выполнения панно. Она зародилась в Индии в V в., до нашей эры. Первым мастером, создавшим работы в этой технике, был индийский художник Прахлада. Им были определены каноны этого направления - легкость, воздушность, нежность и богатство цвета. С тех пор прошла не одна тысяча лет. Искусство выполнения панно, в технике батик за это время достигло больших высот и по праву является вершиной индийского художественного мастерства. Батик выполняется на хлопке, причем краска наносится поэтапно по цветам. Контур каждого цвета наносится восковым составом на ткань, которая помещается в "цветовой" раствор, после высыхания ткани, наносится контур следующего цвета и процедура повторяется. И так пока не будут нанесены все цвета. Интересно, что художники сами готовят краски, перетирая высушенные плоды, яркие травы и лепестки цветов, а также лазурит и другие минералы. Такие краски сотни лет сохраняют свою яркость и чистоту, не выгорая и не теряя насыщенности цвета. Несмотря на неимоверную сложность данная техника помогает многим художникам творить настоящие произведения искусства. Но все же полностью секрет индийского батика не раскрыт до сих пор: еще никто не достигал такой яркости цветов. переработка статьи газеты "Вечерний Новосибирск"

Мастер: Что тут сказать... техника исполнения везде одинаковая. И со временем не менялась. Может разница в красителях? Таким образом можно написать кучу статей, только менять названия стран и имена художников...

Oleg: Вот нашел на англоязычном сайте инфу о стилях батика. Мои познания в английском невелики, потому воспользовался "мэйловским" переводчиком. Получилась жесть, но вполне читабельная. А кое-где можно и приколоться Собственно текст: "Одна из очаровательных особенностей индонезийского батика - изменения в стиле, мотиве и цвете, которые появились через подвергание различным иностранным культурам. Всюду по индонезийской истории, каждый раз, когда богатая традиция батика вошла в контакт с торговцами иностранцами или колониальными правителями, они влияли на развитие батика. Некоторые из более известных результатов описаны ниже: Батик Батик Kraton Kraton расценен как основной батик Явы. Это богато влиявшимися индусами мотивами, которые влияли на суды Явы с 5-ого столетия, и позже под влиянием культуры Ислама. Индусы представили священную птицу - Garuda, священный цветок - лотос, дракон - Naga и дерево жизни. Ислам, так как это запрещает описание людей или животных, принесенных, стилизовал и изменил украшения как символы, то есть, цветы и геометрические проекты. Как определенное одеяние в кодексе платья судов Явы, Батик Kraton легко признан через его подразделения, Батик Kasunanan Суракарта, Батик Kasultanan Yogyakarta, Батик Pura Mangkunegaran и Батик Pura Pakualaman. В течение долгого времени, изменения и модификации отличали Батик Mangkunegaran от Батика Kasunanan, даже при том, что оба произошли из того же самого источника. Pakualaman Батика, от города Yogyakarta, порожденного и из Kasunan и из традиций проекта Kasultanan и более уникален, потому что целый процесс был закончен в Суракарте. Батик Belanda Даже при том, что китайские торговцы прибыли ранее в Яву чем европейцы, их влияние на батик, был очевиден в более поздний период. Батик Belanda, буквально голландский Батик, появился уже 1840, десятилетия перед появлением Батика Cina, китайский Батик. Отчеты показывают, что европейские поселенцы на северном побережье Явы начали их батик, производящий действия в середине 19-ого столетия. Они вели новую эру международного обогащения, которое является все еще видимым в современном батике индонезийца дня. Достигая его пика творческого потенциала в 1890-1910, Батик Belanda ясно признан через различные работы искусств, названных в честь больших проектировщиков. Среди самых известных из них - Батик Ван Зуилен от фургона Элайз Шарлотты Zuylen, Батик Ван Устером от фургона Катарины Каролина Oosterom, Батик Prankemon от Каролины Джозефины фон Франквемонта, Батик Мец от Лжи Metzlar, Батик Yans от A.J.F. Yans, и Батик Coenrad от Coenrad Pacitan, Восток Ява. Батик Cina Высоко под влиянием китайской культуры, появляющиеся десятилетия после Батика Belanda, Батик Cina легко признан обширным диапазоном уникально китайских мотивов, включая, драконов, Финикса, змей, львов, традиционных китайских цветов и проектирует взятый от фарфоровой посуды. Это также легко признано через его яркие цвета так же как пастельные цвета. В его усилии проникать через Суракарту и рынки Yogyakarta, Батик Cina казался в двух производных, Батик Dua Negri и Батик Tiga Negri, обработанным в северном прибрежном Pesisiran, Суракарте и Yogyakarta в Центральной Яве. Батик Cina все еще работает в прибрежных городах Пекалонгане (Оей Со Тджоен в Kedungwuni), Cirebon, Куду и Demak. Батик Hokokai Особенно намеревался для японцев в течение периода, что японская занятая Индонезия (1942-1945) определенные проекты Батика Hokokai, который обратился к японским вкусам, привлек китайских потребителей в Яве и Малайе также. Высоко под влиянием японского проекта в мотивах и окраске, прекрасные запутанные фоны увеличивали появление красиво разработанных цветов. Батик Hokokai был главным образом разработан как Kain Pagi Воспаленный батик с цветами и образцами, отличными на каждой половине длины ткани. Любимые мотивы включали Паранг и Lereng. Батик Свобода Индонезии из голландского колониального правила вводил новые проекты индонезийскому батику. В начале 50-ых, президент Соекарно поощрял создание нового стиля батика, обычно названного Батиком Индонезия. Симбиоз между различными стилями батика, особенно княжеств Yogyakarta и Суракарты и северного побережья Явы, которая все еще использовала soga коричневый цвет как основной цвет, Батик Индонезия, был развит, используя яркие цвета. Некоторые появились в полностью новом проекте, то есть, Cendrawasih, Sruni, Sandang Pangan, Udang, все еще используя традиционную систему обработки. Батик Индонезия также называют Современным Батиком. Батик Sudagaran важный жанр в развитии батика, Батик Sudagaran появился уже конец 19-ого столетия в княжествах Суракарты и Yogyakarta. Произведенный sudagar или торговцами батика, это легко признано через измененные классические украшения, разработанные к вкусу торговцев. Некоторые из популярных созданий - стиль путаницы Tambal, Паранг со вставкой медлительных мотивов, Lereng, заполненный дополнительными прекрасными спиралями по имени Ukel и Сперма, которая показывает высококачественное мастерство. Батик Pesisir отличительные проекты батика pesisir - те от северных прибрежных городов Явы, включая Пекалонган и Cirebon. Проекты показывают китайское влияние через их использование более ярких цветов, цветов и мотивов облака. Эта статья была развита от информации, обеспеченной Батиком Данар Хади." Взял отсюда

Нина: Ха-ха. Особо позновательный был предпоследний абзац Может надо было все-таки сомнительные слова перевести по словарю?



полная версия страницы