Форум » Технологии » Азбука батика » Ответить

Азбука батика

Инна-25: На том же сайте о котором упоминали уже до меня АртМ есть терминология. Но правильнее это назвать Словарем. Предлагаю После выкладывания нескольких терминов их обсудить. Поделиться своими навыками в работе тем или иным прибором или технологией. И так, поехали: А-ШИБУРИ — японское название разновидности складного батика. АЭРОГРАФ — прибор для равномерного разбрызгивания краски. Может быть заменен пульверизатором или автомобильными аэрозолями. БАГЕТ — рейка со сложным профилем для изготовления рам. БАН-ДАН — индийское название разновидности узелкового батика — техники крашения ткани.

Ответов - 39, стр: 1 2 All

Инна-25: У меня уже вопрос об аэрографе. Кто им пользуется и как?

Дима: Всем привет! Хороший форум. Мой респект А по поводу аэрографа, то там же все сказано, что может быть заменен ... Читайте выше. У меня вопрос возник по первому пункту: а-шибури. первый раз об этом слышу. Если у кого есть визуальный пример, скиньте сюда, плиз.

Инна-25: Я вот что нашла: более подробное описание. Но врядли вам, Дима , это поможет. И картинки у меня нет. Но, что есть. «А-шибури» — так называемый складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом, а не скручивается.


Анюта: Аэрография стоит как бы посередине между ручным и машинным способами росписи. В тех случаях, когда необходимо получить ровно окрашенные поверхности, она незаменима. В работе, помимо аэрографов и пульверизаторов, заправляющихся жидкой краской, могут быть использованы всевозможные красители в аэрозольной упаковке. Практика работы с аэрографом имеет множество приемов. Техника смещения основана на набрызгивании красителя путем манипулирования пистолетом-пульверизатором. Струя аэрографа в этом случае работает в руках как кисть, предоставляя возможность получения полутонов и переходов цвета. Техникой распыления получают изображения с мягким, как бы тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение почти безграничного разнообразия цветов и оттенков. Ткань натяните на раму. Приготовьте гамму красителей из 3-4 цветов и заправьте краситель в аэрограф. Распылите краску на небольшом участке ткани. Аналогичную операцию повторите с другими красителями, сохраняя небольшие участки уже нанесенного цвета. Аэрографию можно выполнять и по уже окрашенным тканям. Прокипяченную ткань натяните на раму, окрасьте в какой-либо цвет среднего тона. Образец просушите. Затем последовательно выполните все вышеописанные операции, сократив количество распыляемых цветов до двух. Другие приемы работы с аэрографом строятся на использовании трафаретов и покрывных шаблонов-"масок". Ткань натяните на раму. Приготовьте трафареты несложных геометрических форм. ВАЖНО! При использовании бумажных или изготовленных из мягкого полимерного материала трафаретов, их необходимо прикрепить к ткани по периметру клейкой лентой, чтобы избежать смещения в процессе работы. Особенно это важно при использовании тампонов, кистей и губки. Подготовьте гамму красителей. В зависимости от желаемого эффекта разместите трафареты на ткани в определенной последовательности, и закрашивайте свободные участки соответствующим цветом. После каждой операции ткань следует просушивать. Работая таким образом, не всегда удается предвидеть результат, поэтому откорректировать композицию можно на последнем этапе, используя трафареты-"маски". В качестве "масок" используют живые или сухие растения, всевозможные сетки, кружева, годятся также броши, пуговицы, листы обычной бумаги, картона и пр. Работа с шаблонами дает большой простор для создания сложного рисунка. В аэрографии очень многое зависит от вашего опыта и вкуса. Даже в том случае, когда композиция уже задана художником, ее выполнение требует внимательного отношения и художественного чутья. Результат во многом зависит от искусства манипулирования аэрографом, от умения направить струю распыляемой краски, продолжительности процесса распыления, технических приемов перехода одного тона в другой и т. д. Слабым местом аэрографии является очень неопределенный, расплывчатый контур. Чтобы сделать его более четким, аэрографию иногда совмещают с контурной техникой. То есть сначала наводят контуры рисунка, а затем наносят краску аэрографом. Недостатком метода аэрографии также является возникновение "тумана" разбрызгиваемой краски, что требует от работающего особой предусмотрительности и осторожности. Работа аэрографом, как правило, ведется в специальных защитных масках (респираторах) и в хорошо проветриваемых помещениях.

Инна-25: Ага! Спасибо,Анюта!

Инна-25: Продолжаем изучать Словарь Батика. БАТИК — способ украшения ткани с помощью расплавленного воска. Родиной его считается Индонезия. В настоящее время словом батик обозначают практически все виды ручной росписи ткани. ВОДЯНАЯ БАНЯ — устройство из двух подходящих по размеру емкостей: в большую наливается вода, во вставляемую в нее меньшую кладется нужное вещество, которое нужно поддерживать при постоянной температуре, не доводя до кипения. Используется для приготовления резерва и поддержания в горячем состоянии восковой массы для «горячего» батика. ВОРОНКА — металлическая конус на теплоизолирующей ручке и с узким отверстием внизу конуса. Применяется в «горячем» батике как аналог древнего прибора «тьянтинг». ВОСК, ВОСКОВАЯ МАССА — специальный резервирующий состав для «горячего» батика, в который пчелиный или искусственный воск входит в качестве одного из компонентов. Восковая резервирующая масса для краткости часто называется воском.

Елена: Восковая масса состав: *Парафин или стеарин 250 г; искусственный воск 230 г; технический вазелин 20 г; * Парафин или стеарин 400 г; натуральный воск 100 г. Или можно купить фирменные составы.

Инна-25: ГЛАВНЫЕ ЦВЕТА — желтый, синий, красный и зеленый; главными называются потому, что все остальные цвета цветового круга являются их производными. ГРУНТОВКА — покрытие ткани специальным составом для меньшего впитывания красителя. Применяется чаще всего при свободной росписи. ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ — способ расположения на плоскости декоративных элементов, их взаимосвязь. ЗАГУСТКИ — специальные прозрачные пасты, к которым добавляют краситель и тем самым приготовляют пасты для печатания. ЗАПАРИВАНИЕ — процесс закрепления красителей на ткани с помощью пара.

Дима: Отличная роспись получается с загустками. Особенно если еще и грунтовкой прокрыть ткань. Впечатление, будто гуашью пишешь. А потом все высыхает, пропитывается и получается все ярко, живописно.

Elena: А еще если поверх контуром пройтись. То же красиво.

Инна-25: Так, с предыдущим все понятно. Движемся дальше: ЗАРИСОВКА — стилизованное изображение природной или иной формы в целях дальнейшего использования в создании композиции. КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные на противоположных концах диаметров цветового круга. КРАКЛЕ — сетка трещин, возникающая на ткани при работе в технике горячего батика. Иногда создается специально и используется как отдельный эффект. КУБОВАЯ НАБОЙКА — получила свое название от куба — чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.

Инна-25: Вот и первый вопрос: кто нить пользовался способом кубовой набойки?

Nikola: Я никогда не пользовался этим способом, да и впервые услышал. Потому решил поискать. И вот что нашел: "Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику — разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей краской — индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил название кубовой набойки. Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды. Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так называемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Количество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соответственно рисунку, при помощи которых узор обогащался тонким контурным рисунком, придающим ткани изящество. Полотна, украшенные описанным выше способом, применялись не только в костюме, но и в интерьере. " "Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова “набивать” , когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка) ."

Инна-25: Ага, все понятно с этим. Спасибо, Nikola! Чтож продолжим: КУПОН — расположение орнамента на ткани вдоль одного края полотна с постепенным переходом в фон; иногда имеет отклик на противоположной стороне полотна. МОТИВ — основной элемент построения орнамента или декоративной композиции. В последней часто является композиционным и эмоциональным центром. МОЧЕВИНА — химическое вещество, удобрение. В росписи ткани используется для создания специального эффекта. НАБОЙКА — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.

Инна-25: Мочевина: "...Еще один способ, помогающий получить красивые, живописные эффекты, заключается в нанесении на еще сырую, расписанную анилиновыми красками ткань мелких кристаллов мочевины. Они обладают свойством активно впитывать в себя воду, поэтому один кристалл, положенный на сырую по верхность ткани, начинает «высасывать» вокруг себя всю сырую краску, впитывая ее внутрь себя. На его месте остается совершенно светлое пятно, напоминающее своей расплывчатой формой звезду, увиденную сквозь туман. Чем больший кусочек из кристаллов мочевины падает на пропитанную краской ткань, тем более светлое (первоначальный цвет ткани) и большое, сияющее пятно образуется в этом месте. Иногда этот процесс «звездообразного» высветления участков росписи идет столь интенсивно, что кристаллы мочевины приходится вовремя убирать (пинцетом или просто стряхивая), чтобы избежать слишком ярких белых пятен. Но для этого управления процессом впитывания необходим некоторый навык, вкус, опыт, что приходит после некоторых пробных занятий. Чаще всего кристаллы мочевины измельчают и легко рассыпают пальцами (как будто солят яичницу), либо равномерно по всему батику, либо на те пятна, где желательно появление «мерцающих», светлых «звездочек». Если кристаллы не стряхивать быстро, а как бы «смазывать» их вдоль по ткани широкой, плоской сухой щетинистой кистью, то получаются эффектные пятна, напоминающие летящие в ночном небе метеориты или свечи на ветру, что создает ощущение движения, полета, поскольку передвигаемая по серой ткани частица оставляет за собой светлый «шлейф», как «хвост» от кометы. Равномерно рассыпанная по всей поверхности ткани мочевина как бы покрывает ее слоем мельчайших снежинок, каждая из которых имеет маленький светящийся ореол..."

Инна-25: ОБВЯЗКИ — веревки или шнуры, с помощью которых в узелковом батике создается узор путем перетягивания и обвязывания некоторых участков ткани. ОБНОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ — сокрытие различных дефектов с помощью аппликации, росписи отдельных участков, узелкового крашения. ОГУРЦЫ — мотив, пришедший из Индии, часто встречается в шалях и тканях традиционного направления. Представляет собой овальную форму с одним вытянутым и загнутым концом. Часто рисунок контура выполняется в виде гирлянды цветочных форм. ПАЛАНТИН — широкий шарф, накидка из ткани или меха.

Vikki: Кстати о мочевине: я даже не предполагала, что ее можно расщеплять. Спасибо за полезную информацию.

Nona: У мочевины почти тот же эфект что и у соли. Только мочевина выедает цвет полностью, а соль частично.

Инна-25: Продолжаем ликбез: ПАННО — декоративная композиция, часто заключенная в раму. Служит эмоциональным и композиционным центром интерьера. ПОДРАМНИК — рама под холст или ткань. Основной особенностью является то, что все планки имеют с внутренней стороны скос в направлении сверху-снаружи-вниз-внутрь. Это позволяет натянутой ткани практически не соприкасаться с деревом рамы. ПОДСВЕТКА — прием, позволяющий проверить замкнутость контура в холодном батике, а также способ перевода рисунка на ткань. ПРИСЫПКА СУХИМИ КРАСИТЕЛЯМИ — один из дополнительных эффектов в росписи ткани.

Oleg: Полагаю, это будет интересно: Присыпка сухими красителями — одна из разновидностей работы по сырой ткани. Натянутую на раму ткань смачивают и на нужные места из пакетика с красителем аккуратно, легким постукиванием, высыпают немного порошка. Как только частицы порошка коснутся влажной поверхности, на ней появится узор из цветных точек, от которых в сторону потянутся разводы, напоминающие хвост кометы. Чем меньше порошка и чем тоньше он нанесен, тем интереснее узор. Если ткань смочена очень сильно, краситель может просто растечься пятном. На почти сухой ткани краситель образует цветные точки. Если в середину посыпанного красителем участка добавить каплю воды, краситель устремится от центра к краям, усиливая эффект салюта. Если присыпка используется для горячего батика, ткань перед покрытием ее воском надо просушить. После покрытия воском краситель присыпки при запаривании расплываться не будет.



полная версия страницы